Положение
о мониторинге качества образования в МОБУ СОШ № 11
1.1.
Настоящее Положение составлено в
соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273 – ФЗ , ст 58,59, Положением о муниципальной системе оценки
качества образования, утвержденном приказом начальника Управления образования №
264 от 08.05.2009 г.и представляет нормативный документ, регламентирующий
процедуру и формы проведения мониторинга качества образования в МОБУ СОШ № 11.
1.2.
В настоящем Положении используются
следующие термины:
•
«мониторинг» — непрерывное, научно
обоснованное, диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием и
развитием процессов, происходящих в системе образования с целью выявления
соответствия их желаемому результату на основе соответствующих критериев и
показателей;
•
«качество образования» - интегральная
характеристика, отражающая степень соответствия реально достигнутых
образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса
нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
•
«мониторинг качества образования» - целенаправленное, специально организованное,
непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования в
целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции
образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа
собранной информации и педагогического прогноза.
1.3.
Мониторинг осуществляется Министерством
образования и науки, управлением образования, школой.
1.4.
Мониторинг осуществляется по различным
направлениям в зависимости от его целей, уровня осуществления и обследуемого
объекта.
2. Цель, задачи и принципы
осуществления мониторинга
2.1.
Целью мониторинга является создание
информационных условий для формирования целостного представления о состоянии
системы образования, о количественных и качественных изменениях в ней.
2.2.
Задачами мониторинга качества
образования являются:
•
формирование механизма единой системы
сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образовательной
деятельности школы;
•
разработка и реализация алгоритма
анализа полученных материалов о состоянии системы образовательной
деятельности школы;
•
координация деятельности всех субъектов
мониторинга;
•
своевременное выявление динамики и
основных тенденций в развитии системы образовательной деятельности школы;
•
выявление действующих на качество
образования факторов, принятие мер по устранению отрицательных последствий;
•
формулирование основных стратегических
направлений развития системы образовательной деятельности школы на основе
анализа полученных в ходе мониторинга данных.
2.3.
Основными принципами мониторинга
являются:
•
иерархичность построения;
•
объективность получаемой информации;
•
сравнимость и сопоставимость
результатов, полученных в ходе мониторинга;
•
прогностичность и целевое назначение.
3. Объекты и направления мониторинга
3.1.
Мониторингу подлежат три основные группы
объектов:
•
образовательные процессы;
•
условия осуществления образовательной
деятельности;
•
результаты образовательной деятельности.
3.2.
Проведение мониторинга ориентируется на
основные аспекты качества образования:
•
качество результата;
•
качество условий
(программно-методических, материально-технических, кадровых, информационно-технических,
организационных и др.);
•
качество процессов.
3.3.
Ориентация мониторинга на основные
аспекты качества образования предполагает иерархичность структуры, где
главенствующее положение занимает качество результата образовательного процесса
или уровень образовательных достижений обучающихся. Результат образовательного
процесса определяется качеством самого процесса и качеством условий,
необходимых для его реализации.
3.4.
Направления мониторинга определяются
исходя из оцениваемого аспекта качества образования.
3.5.
Порядок реализации различных направлений
мониторинга регламентируется настоящим Положением и другими локальными
нормативными правовыми актами образовательного учреждения и муниципального
образования.
3.6.
Реализация мониторинга осуществляется в
рамках функционирования муниципальной системы оценки качества образования.
Проведение мониторинга взаимосвязано с процедурами контроля и оценки качества
образования (лицензирование образовательной деятельности, государственная
аккредитация ОО, государственная (итоговая) аттестация выпускников,
контрольно-надзорная деятельность, аттестация педагогических работников).
Обобщение и анализ получаемой информации в процессе реализации данных процедур
осуществляются по показателям качества образования.
4. Основные пользователи результатов
мониторинга
4.1.
Основными пользователями результатов
мониторинга являются:
•
администрация и педагогические работники
школы;
•
обучающиеся и их родители (законные
представители);
•
представители общественности и другие
заинтересованные в деятельности школы субъекты.
4.2.
Порядок доступа к информации, полученной
в рамках мониторинга, определяется на основании приказа директора школы о
проведении мониторинга.
5. Организация и технология
мониторинга
5.1.
Организационной основой осуществления
процедуры мониторинга является программа, определяющая формы, направления,
сроки и порядок проведения мониторинга, а также ответственных исполнителей.
5.2.
Формы, направления, процедуры проведения
и технологии мониторинга определяются администрацией школы и утверждаются
приказом директора.
5.3.
Мониторинг осуществляется в двух
вариантах:
•
постоянный (непрерывный);
•
периодический, осуществляющийся в
соответствии с программой мониторинга.
5.4.
Проведение мониторинга предполагает
широкое использование современных информационных технологий на всех этапах
сбора, обработки, хранения и использования информации.
5.5.
Реализация мониторинга предполагает последовательность
следующих действий:
•
определение и обоснование объектов
мониторинга;
•
сбор данных, используемых для
мониторинга;
•
структурирование баз данных,
обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;
•
обработка полученных данных;
•
анализ и интерпретация данных;
•
подготовка документов по итогам анализа
полученных данных; распространение результатов мониторинга среди
пользователей мониторинга.
6. Методы проведения и технология
анализа данных мониторинга
6.1.
К методам проведения мониторинга относятся:
•
экспертное оценивание;
•
тестирование;
•
анкетирование;
•
проведение контрольных и других
квалификационных работ;
•
статистическая обработка информации и
др.
6.2.
В технологии анализа полученных данных в
рамках мониторинга применяются методы описательной статистической обработки.
6.3.
Общеметодологическими требованиями к
инструментарию мониторинга являются валидность, надежность, удобство
использования, стандартизированность. Процедура измерения, используемая в
рамках мониторинга, направлена на установление количественных характеристик
объекта.
6.4.
В процессе мониторинга оцениваются
собираемые данные по совокупности показателей и параметров, характеризующих
основные аспекты качества образования,
Лица, осуществляющие
мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность
предоставляемой информации.
Основными инструментами, позволяющими
дать качественную оценку системе образовательной деятельности школы, является
анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение
одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной темы
(сопоставительный анализ).
По итогам анализа полученных данных в
рамках мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты справки,
доклады), которые доводятся до сведения администрации, педагогического
коллектива и других участников образовательного процесса в соответствии с
приказом директора школы, регламентирующим процедуру мониторинга.
6.7.
Результаты мониторинга являются
основанием для принятия обоснованных управленческих решений администрацией
школы.
6.8.
Лица, организующие мониторинг, несут
персональную ответственность за обработку данных мониторинга, их анализ и
использование, а также распространение результатов мониторинга.
6.9.
Итоги мониторинга подводятся в
аналитических отчетах с выводами о степени достижения целей. Отчеты о
результатах мониторинга включаются в ежегодный публичный доклад директора школы
и размещаются на школьном сайте.