Положение
о
структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей)
МОБУ
СОШ № 11г. Свободного
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии п.3.6 ст28 Федерального Закона от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2 пп. 9,10) Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Р.Ф., утверждённых приказом Министерства Образования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Р.Ф., реализующих программы общего образования» и с Примерным положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующих программы общего образования (приказ Минобрнауки от03.09.2013 № 1062) в целях оказания методической помощи в разработке и составлении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
1.2. Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного курса, предмета и дисциплины (модуля) (далее - рабочая программа).
1.3. Рабочая программа - нормативный документ общеобразовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях общеобразовательного учреждения.
1.4. Рабочая программа является составной частью образовательной программы общеобразовательного учреждения.
1.5. Рабочая программа разрабатывается в целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования; обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; повышения профессионального мастерства педагогов.
1.6. Рабочая программа учителя разрабатывается
на основе:
- примерной образовательной программы по учебному предмету;
- учебно-методического комплекса;
- основной образовательной программы
школы;
- требований федерального
государственного образовательного стандарта общего образования.
1.7. Рабочая программа выполняет следующие функции:
- является обязательной нормой выполнения учебного плана в
полном объёме
- определяет содержание образования по учебному предмету на
базовом и повышенном уровнях;
- обеспечивает преемственность содержания образования по
учебному предмету;
- реализует принцип интегративного подхода в содержании
образования;
- создаёт условия для реализации системно-деятельностного
подхода;
- обеспечивает достижение планируемых результатов каждым
обучающимся.
1.8. Рабочая программа составляется на один учебный год или
на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее
образование).
1.9. Рабочая программа является обязательным документом для
административного контроля степени освоения содержания учебного предмета
обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном
уровнях.
II. Структура и содержание рабочей программы
2.1. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- общая характеристика учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса;
- требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников);
- содержание учебного предмета, курса;
- календарно-тематический
план учителя;
- описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.1.1. В титульном листе указываются:
- полное наименование общеобразовательного учреждения (в соответствии с лицензией);
- наименование: Рабочая программа
учебного курса, предмета, дисциплины (модуль;
по (предмету)________ для класса (классов, параллели);
-Ф.И.О. педагога разработавшего
программу с указанием квалификационной категории;
- год, на который составлена рабочая программа;
- обязательные грифы «Утверждаю директор МОБУ СОШ № 11
города Свободного дата № приказа», «Рассмотрено на методическом объединении
учителей номер протокола дата», «Согласовано
заместитель директора по учебно-воспитательной работе дата».
2.1.2. В пояснительной записке указываются:
-название,
автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой
составлена рабочая программа учебного предмета, курса
- цель и
задачи учебного предмета, курса;
-
описание изменений, внесённых педагогом в текст программы, взятой за основу при
написании рабочей программы учебного предмета, курса, с обоснованием;
-
особенности класса, в котором будет реализован данный учебный предмет, курс;
-
перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения
обучающимися планируемых результатов освоения учебного предмета, курса;
- количество учебных часов, на
которое рассчитана рабочая программа;
- характерные для учебного предмета,
курса формы организации деятельности обучающихся;
--специфические для учебного
предмета, курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущий, промежуточный, итоговый).
2.1.3. Общая характеристика учебного
предмета, курса.
Содержание учебной дисциплины, её место и роль в
обучении.
2.1.4. Описание
места учебного предмета, курса в учебном плане.
Указывается количество часов, выделенных в учебном плане
на изучение данного курса.
2.1.5.Требования к уровню подготовки обучающихся
(выпускников) определяются по окончании каждого
учебного года, ступени образования в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, целями и задачами
образовательной программы общеобразовательного учреждения, описываются
предполагаемые личностные результаты освоения обучающимися учебного предмета
курса.
2.1.6. Содержание
учебного предмета, курса.
Содержание рабочей программы учебного предмета, курса должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы общеобразовательного учреждения.
Содержание рабочей программы выстраивается по темам с выделением разделов.
Педагог самостоятельно:
- раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на научные школы и учебники, учебные пособия (и утвержденного федерального перечня);
- определяет содержание рабочей программы с учетом
особенностей изучения предмета в классах углубленного
изучения отдельных предметов, профильных классах,
классах специального (коррекционного)
образования, классах компенсирующего образования;
- определяет
последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутри предметные и межпредметные логические связи.
По каждой учебной теме (разделу) указываются:
- наименование темы (раздела);
- содержание учебного материала (дидактические единицы);
- требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы общеобразовательного учреждения;
- перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.).
2.1.7. В календарно-тематическом плане:
раскрывается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы;
распределяется время, отведенное на изучение учебного предмета, курса, дисциплины между разделами и темами по их значимости;
распределяется время, отведенное на проведение контрольных мероприятий (контрольных лабораторных, практических работ, зачетов и др.),
В разделе «Литература и средства
обучения» указывается основная и дополнительная, учебная литература, учебные и
справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых
средств обучения, дидактических материалов.
Календарно-тематический
план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем,
разделов.
Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.
В календарно-тематическом плане должны быть:
- дата
проведения урока;
- раздел
учебной программы по предмету;
- тема
урока; темы контрольных, практических, лабораторных работ;
-
количество часов, отведённых на освоение программного материала;
-
основные виды учебной деятельности (универсальные учебные действия);
- форма
контроля.
2.1.8. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса:
Печатные
пособия;
Экранно-звуковые
пособия (могут быть в цифровом виде);
Технические
средства обучения (средства ИКТ);
Цифровые
образовательные ресурсы;
Учебно-практическое
и учебно-лабораторное оборудование;
Натуральные
объекты;
Демонстрационные
пособия;
Музыкальные
инструменты;
Натуральный
фонд.
2.1.9. Требования
к оформлению:
Требования
к машинописному тексту.
- формат
А4
- шрифт Times New Roman, размера шрифта 12 pt, интервал 1,5.
- поля:
слева от текста – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – по 20 мм.
-
страницы нумеруются, титульный лист не нумеруется.
Ш. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1.
Рабочие программы рассматриваются на заседании методических объединений. По итогам рассмотрения
оформляется протокол.
3.2.
Далее Рабочая программа согласовывается с заместителем
директора по учебно-воспитательной работе, с заместителем директора по воспитательной
работе.
3.3.
По
итогам рассмотрения рабочих программ директором общеобразовательного учреждения
издается приказ об утверждении рабочих программ.
3.4.
МОБУ
СОШ № 11 может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев
их на заседании Методического объединения общеобразовательного учреждения,
утвердив их приказом общеобразовательного учреждения.
IV. Контроль за реализацией рабочих
программ
Контроль за реализацией
рабочих программ осуществляется в
соответствии с планом внутришкольного контроля.
При несоответствии рабочей программы
требованиям, установленным данным Положением, руководитель образовательного
учреждения направляет ее на доработку с указанием конкретного срока исправления замечаний.
Все изменения и дополнения, вносимые педагогом в рабочую
программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методическим
объединением, а также с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Педагогические работники несут
ответственность за качество составления рабочей программы и ее реализацию в полном объеме.
Рабочая программа после утверждения
хранится у педагогического работника и предъявляется по просьбе руководства при
подготовке и проведении внутришкольного контроля о состоянии преподавания
учебного предмета.