Положение о нормах профессиональной этики педагогических
работников МОБУ СОШ № 11 г. Свободного
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании
Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 25 декабря
1.2. Настоящее Положение конкретизирует правила, установленные
законодательством РФ об образовании.
1.3. Положение представляет собой свод общих принципов
профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении
педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях
советской и российской школы, а также на международных стандартах и правилах
педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем
педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности и который является
профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести
каждого педагогического работника образовательной организации (далее - ОО).
1.5. Настоящее Положение служит целям:
·
повышения доверия
граждан к ОО;
·
установления и
обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и
их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей
профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных
обязанностей;
·
содействия
укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических
работников ОО;
·
регулирования
профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических
работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
·
воспитания
высоконравственной личности педагогического работника, соответствующей нормам и
принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
1.6. Положение служит основой для формирования
взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической
деятельности в общественном сознании.
1.7. Знание и соблюдение норм настоящего Положения
является нравственным долгом
каждого педагогического работника ОО и обязательным критерием оценки качества
его профессиональной деятельности.
1.8. Каждому педагогическому работнику следует принимать
все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник
образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника ОО
поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.
1.9. Педагогический работник, осуществляющий
педагогическую деятельность или поступающий на работу в ОО, вправе, изучив
содержание настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической
деятельности.
II. Обязательства педагогических работников перед
профессиональной деятельностью
2.1. Педагогические работники при всех обстоятельствах
должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
2.2. В процессе своей профессиональной деятельности
педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы:
·
законность;
·
объективность;
·
компетентность;
·
независимость;
·
тщательность;
·
справедливость;
·
честность;
·
гуманность;
·
демократичность;
·
профессионализм;
·
взаимоуважение;
·
конфиденциальность.
2.3. Педагогические работники, осознавая ответственность
перед гражданами, обществом и государством, призваны:
·
оправдывать
доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать
усилия для повышения ее престижа;
·
исполнять
должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в
целях обеспечения эффективной работы ОО;
·
исходить из того,
что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
определяют основной смысл и содержание деятельности как ОО в целом, так и каждого
педагогического работника;
·
осуществлять свою
деятельность в пределах полномочий;
·
не оказывать
предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям,
быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных
групп и организаций;
·
исключать
действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и
иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
·
уведомлять
администрацию ОО обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях
склонения к совершению коррупционных правонарушений;
·
соблюдать установленные
действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности,
связанные с педагогической деятельностью;
·
соблюдать
беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную
деятельность решений политических партий и общественных объединений;
·
проявлять
корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере
образования;
·
проявлять
толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств,
учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп
и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
·
придерживаться
правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением
возложенных на ОО социальных функций;
·
принимать
предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и
урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
·
быть
требовательными к себе, стремится к самосовершенствованию;
·
обеспечивать
регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;
·
не терять чувство
меры и самообладания;
·
соблюдать правила
русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств,
грубых и оскорбительных высказываний;
·
поддерживать
порядок на рабочем месте;
·
соблюдать деловой
стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.
2.4. Важным показателем профессионализма педагогических
работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво
и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
·
ясности, обеспечивающей
доступность и простоту в общении;
·
грамотности,
основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
·
содержательности,
выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
·
логичности,
предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность
изложения мыслей;
·
доказательности,
включающей в себя достоверность и объективность информации;
·
лаконичности,
отражающей краткость и понятность речи;
·
уместности,
означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной
ситуации.
2.5. В процессе своей профессиональной деятельности
педагогические работники обязаны воздерживаться от:
·
поведения,
которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим
работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций,
способных нанести ущерб их репутации или авторитету школы;
·
пренебрежительных
отзывов о деятельности своей школы или проведения необоснованные сравнения его с
другими школами;
·
преувеличения
своей значимости и профессиональных возможностей;
·
проявления лести,
лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
·
любого вида
высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола,
возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного
или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
·
высказываний,
которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных,
национальных или конфессионных групп;
·
резких и циничных
выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками
человека;
·
грубости, злой
иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний,
предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
·
угроз,
оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному
общению или провоцирующих противоправное поведение;
·
поспешности в
принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами,
использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным
принципам и нормам.
2.5. Педагогическим работникам необходимо принимать необходимые
меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за
несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая
стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
2.6. Во время учебных занятий и любых официальных
мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного
телефона должен быть отключен.
2.7. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между
педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов школы в
целом.
III. Обязательства
педагогических работников перед учащимися
3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с
учащимися:
·
признают
уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
·
сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на
взаимном уважении;
·
стараются
обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его
потенциала;
·
выбирают такие
методы работы, которые поощряют в учениках развитие самостоятельности,
инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания
сотрудничать и помогать другим;
·
при оценке
поведения и достижений учащихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в
свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию
обучения;
·
проявляют толерантность;
·
защищают их интересы
и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического
и (или) психологического насилия;
·
принимают
всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или)
насилия;
·
осуществляют
должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их
интересы;
·
прививают им
ценности, созвучные с международными стандартами прав человека;
·
вселяют в них
чувство того, что они являются частью взаимно посвященного общества, где есть
место для каждого;
·
стремятся стать
для них положительным примером;
·
применяют свою
власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием;
3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогические
работники обязаны воздерживаться от:
·
навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
·
оценки их личности и личности их законных представителей;
·
предвзятой и
необъективной оценки их деятельности и поступков;
·
предвзятой и
необъективной оценки действий законных представителей учащихся;
·
отказа от
объяснения сложного материала, ссылаясь на личностные и психологические
недостатки учащихся, а также из-за отсутствия времени для объяснения (при
действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации,
удобное для обеих сторон);
·
требовать
дополнительную плату за образовательные услуги (консультации, подготовку к
олимпиадам и т.п.);
·
проводить на
учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию;
·
употреблять
алкогольные напитки накануне и во время исполнения должностных обязанностей;
·
курить в помещениях
и на территории школы.