Положение о нормах профессиональной этики педагогических
работников МОБУ СОШ № 11 г. Свободного
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании
Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О
противодействии коррупции" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации", других федеральных законов,
содержащих ограничения, запреты и обязательства для педагогических работников, Указа
Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 "Об
утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих",
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Рекомендации ЮНЕСКО
"О положении учителей" (принятой 05.10.1966 г. Специальной
межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей), Декларации
профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей (принятой
на третьем международном конгрессе Всемирной организации учителей и
преподавателей (Education International) состоявшемся 25-29 июля 2001г в
Йомтиене, Тайланд).
1.2. Настоящее Положение конкретизирует правила, установленные
законодательством РФ об образовании.
1.3. Положение представляет собой свод общих принципов
профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении
педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях
советской и российской школы, а также на международных стандартах и правилах
педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем
педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности и который является
профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести
каждого педагогического работника образовательной организации (далее - ОО).
1.5. Настоящее Положение служит целям:
·
повышения доверия
граждан к ОО;
·
установления и
обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и
их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей
профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных
обязанностей;
·
содействия
укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических
работников ОО;
·
регулирования
профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических
работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
·
воспитания
высоконравственной личности педагогического работника, соответствующей нормам и
принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
1.6. Положение служит основой для формирования
взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической
деятельности в общественном сознании.
1.7. Знание и соблюдение норм настоящего Положения
является нравственным долгом
каждого педагогического работника ОО и обязательным критерием оценки качества
его профессиональной деятельности.
1.8. Каждому педагогическому работнику следует принимать
все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник
образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника ОО
поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.
1.9. Педагогический работник, осуществляющий
педагогическую деятельность или поступающий на работу в ОО, вправе, изучив
содержание настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической
деятельности.
II. Обязательства педагогических работников перед
профессиональной деятельностью
2.1. Педагогические работники при всех обстоятельствах
должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
2.2. В процессе своей профессиональной деятельности
педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы:
·
законность;
·
объективность;
·
компетентность;
·
независимость;
·
тщательность;
·
справедливость;
·
честность;
·
гуманность;
·
демократичность;
·
профессионализм;
·
взаимоуважение;
·
конфиденциальность.
2.3. Педагогические работники, осознавая ответственность
перед гражданами, обществом и государством, призваны:
·
оправдывать
доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать
усилия для повышения ее престижа;
·
исполнять
должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в
целях обеспечения эффективной работы ОО;
·
исходить из того,
что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
определяют основной смысл и содержание деятельности как ОО в целом, так и каждого
педагогического работника;
·
осуществлять свою
деятельность в пределах полномочий;
·
не оказывать
предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям,
быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных
групп и организаций;
·
исключать
действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и
иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
·
уведомлять
администрацию ОО обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях
склонения к совершению коррупционных правонарушений;
·
соблюдать установленные
действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности,
связанные с педагогической деятельностью;
·
соблюдать
беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную
деятельность решений политических партий и общественных объединений;
·
проявлять
корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере
образования;
·
проявлять
толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств,
учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп
и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
·
придерживаться
правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением
возложенных на ОО социальных функций;
·
принимать
предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и
урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
·
быть
требовательными к себе, стремится к самосовершенствованию;
·
обеспечивать
регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;
·
не терять чувство
меры и самообладания;
·
соблюдать правила
русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств,
грубых и оскорбительных высказываний;
·
поддерживать
порядок на рабочем месте;
·
соблюдать деловой
стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.
2.4. Важным показателем профессионализма педагогических
работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво
и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
·
ясности, обеспечивающей
доступность и простоту в общении;
·
грамотности,
основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
·
содержательности,
выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
·
логичности,
предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность
изложения мыслей;
·
доказательности,
включающей в себя достоверность и объективность информации;
·
лаконичности,
отражающей краткость и понятность речи;
·
уместности,
означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной
ситуации.
2.5. В процессе своей профессиональной деятельности
педагогические работники обязаны воздерживаться от:
·
поведения,
которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим
работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций,
способных нанести ущерб их репутации или авторитету школы;
·
пренебрежительных
отзывов о деятельности своей школы или проведения необоснованные сравнения его с
другими школами;
·
преувеличения
своей значимости и профессиональных возможностей;
·
проявления лести,
лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
·
любого вида
высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола,
возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного
или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
·
высказываний,
которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных,
национальных или конфессионных групп;
·
резких и циничных
выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками
человека;
·
грубости, злой
иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний,
предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
·
угроз,
оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному
общению или провоцирующих противоправное поведение;
·
поспешности в
принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами,
использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным
принципам и нормам.
2.5. Педагогическим работникам необходимо принимать необходимые
меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за
несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая
стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
2.6. Во время учебных занятий и любых официальных
мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного
телефона должен быть отключен.
2.7. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между
педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов школы в
целом.
III. Обязательства
педагогических работников перед учащимися
3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с
учащимися:
·
признают
уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
·
сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на
взаимном уважении;
·
стараются
обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его
потенциала;
·
выбирают такие
методы работы, которые поощряют в учениках развитие самостоятельности,
инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания
сотрудничать и помогать другим;
·
при оценке
поведения и достижений учащихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в
свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию
обучения;
·
проявляют толерантность;
·
защищают их интересы
и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического
и (или) психологического насилия;
·
принимают
всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или)
насилия;
·
осуществляют
должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их
интересы;
·
прививают им
ценности, созвучные с международными стандартами прав человека;
·
вселяют в них
чувство того, что они являются частью взаимно посвященного общества, где есть
место для каждого;
·
стремятся стать
для них положительным примером;
·
применяют свою
власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием;
3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогические
работники обязаны воздерживаться от:
·
навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
·
оценки их личности и личности их законных представителей;
·
предвзятой и
необъективной оценки их деятельности и поступков;
·
предвзятой и
необъективной оценки действий законных представителей учащихся;
·
отказа от
объяснения сложного материала, ссылаясь на личностные и психологические
недостатки учащихся, а также из-за отсутствия времени для объяснения (при
действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации,
удобное для обеих сторон);
·
требовать
дополнительную плату за образовательные услуги (консультации, подготовку к
олимпиадам и т.п.);
·
проводить на
учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию;
·
употреблять
алкогольные напитки накануне и во время исполнения должностных обязанностей;
·
курить в помещениях
и на территории школы.
далее |